Группа ПИРКС
  • +7
  • (495)
  • 991-35-29
Конфиденциально Предупреждение и разрешение кризисных ситуаций
Главная / Статьи и аналитика / ГПЗУ: ответы на вопросы

Статьи и аналитика

В этом разделе Группа ПИРКС представляет информационные и аналитические материалы по направлениям своей деятельности. Мы надеемся, что эти материалы помогут нашим клиентам и другим предпринимателям, руководителям компаний, специалистам сориентироваться в практических вопросах законодательства, узнать о принятых или ожидаемых решениях государственных органов, влияющих на реализацию бизнес-проектов, о прецедентных судебных актах.

ГПЗУ: ответы на вопросы

Введение. Практика подготовки и выдачи ГПЗУ в г. Москве

Сложившаяся в Москве практика подготовки и выдачи ГПЗУ сводится к тому, что параметры для включения в ГПЗУ фактически устанавливает Градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК Москвы).

На основании ее решений ГПЗУ с содержанием, полностью определенным ГЗК, утверждает и выдает землепользователю Москомархитектуры (для удобства нашего и читателей, термин «землепользователь» в рамках данного справочника по ГПЗУ мы применяем ко всем категориям правообладателей земельных участков, в отличие от Земельного кодекса РФ, где данный термин имеет гораздо более узкое значение).

Практика эта основывается на Постановлении Правительства Москвы от 25.05.2011 № 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков", Постановлении Правительства Москвы от 16.11.2010 № 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы", Постановлении Правительства Москвы от 07.11.2012 № 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы".

Нормы федерального закона при подготовке московских ГПЗУ систематически игнорируются и не применяются.

При принятии решений по содержанию ГПЗУ в подавляющем большинстве случаев ГЗК никак не учитывает ранее утвержденную и сохраняющую силу градостроительную документацию, относящуюся к земельному участку либо к соответствующей территории — параметры разрешенного использования определяются произвольно — в «ручном режиме». В ряде случаев действия ГЗК и Москомархитектуры при подготовке ГПЗУ противоречат не только федеральным законам, но и собственно московским нормативным актам.

При этом сама Градостроительно-земельная комиссия Москвы не только не является органом, уполномоченным на установление или изменение параметров разрешенного использования, но и вообще не является органом власти и не имеет полномочий принимать какие-либо обязательные для исполнения решения, затрагивающие права граждан и юридических лиц (подробнее об этом: "Что такое ГЗК? ", "ГЗК Москвы: «своя рука — владыка»", "Кривая легализация: о том, как ГЗК Москвы получила новый статус").

Более того, та ранее утвержденная градостроительная документация, которая в итоге противоречит параметрам ГПЗУ, установленным ГЗК, отменяется Москвой на основании Постановления Правительства Москвы от 17.04.2012 № 139-ПП "О мерах по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации отдельных решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".

"Порядком подготовки, утверждения, изменения и отмены градостроительных планов земельных участков" (утв. Постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 № 229-ПП) предусмотрена возможность изменения и отмены ГПЗУ — опять же на основании решения ГЗК. О том, что может служить ГЗК в качестве основания для принятия соответствующего решения, московское законодательство умалчивает. В то же время федеральный закон (и на это обращают внимание суды) в принципе не предусматривает возможности отмены или изменения ГПЗУ (за исключением случаев, когда при их подготовке были допущены нарушения действующего законодательства).

Таким образом, подготовка и выдача московских ГПЗУ нередко грубо противоречит федеральному закону как в части содержательной, так и в части процедурной. При подготовке и выдаче ГПЗУ происходит массовое нарушение прав землепользователей, гарантированных как градостроительным, так и земельным и гражданским законодательством.

    Чаще всего эти нарушения выражаются:

  • в выдаче ГПЗУ с параметрами разрешенного использования, не соответствующими ранее установленным (в том числе, ГПЗУ с «нулевыми» параметрами и видом разрешенного использования «благоустройство и озеленение», а также с параметрами «по существующему положению» или «в существующих габаритах»);

  • в произвольной отмене («аннулировании») либо изменении ранее выданных ГПЗУ;

  • в невыдаче ГПЗУ в установленный федеральным законом срок (бездействии) либо отказе в выдаче ГПЗУ.

Комплексный, межотраслевой характер отношений в сфере градостроительной деятельности, на который указывал Конституционный Суд РФ (Определение от 01.12.2005 № 468-О), сложность для понимания, запутанность, изменчивость и даже противоречивость многочисленных норм градостроительного права федерального и регионального (московского) уровня, необходимость учета очень большего количества самой разнообразной документации, а также наличие в любых судебных спорах частных землепользователей с Москвой явного или неявного «политического» фактора, эмоционально влияющего даже на самых беспристрастных и независимых судей, — все это превращает защиту прав московских землепользователей в задачу крайне непростую и объемную.

Именно эти обстоятельства побудили Группу ПИРКС подготовить данный материал. Мы надеемся, что он послужит своего рода юридическим ориентиром для правообладателей земельных участков в г. Москве. Позволит им, с одной стороны, не опускать руки, столкнувшись с «беспределом» городских властей, с другой стороны — правильно оценить содержание и сложность правовых вопросов, которые предстоит решать юристам, привлеченным для защиты прав землепользователей в арбитражных судах в связи с оспариванием ГПЗУ.

Что такое ГПЗУ?
Содержание и правовой статус ГПЗУ

Назначение ГПЗУ. Вопрос о правомерности выдачи ГПЗУ под озеленение и благоустройство
Многим московским землепользователям известна печальная практика, когда в отношении участка, ранее предоставленного в аренду либо собственность под самые различные цели, включая строительство, выдается ГПЗУ с видом разрешенного использования «под озеленение и благоустройство» с нулевыми параметрами застройки...

Форма ГПЗУ
Каким документом утверждена форма ГПЗУ? Есть ли инструкция по заполнению ГПЗУ? Какие разделы обязательно должны быть заполнены?

Состав сведений ГПЗУ
Какие сведения подлежат включению в ГПЗУ (при наличии ПЗЗ и без ПЗЗ)? Что включает градостроительный регламент и на какие участки он распространяется? Информация о технических условиях и технические условия — есть ли разница?

Процедура подготовки и выдачи ГПЗУ
Какие документы регулируют порядок подготовки и выдачи ГПЗУ? В какой срок должны выдать ГПЗУ? Может ли быть приостановлена выдача ГПЗУ? Правомерно ли проведение слушаний по ГПЗУ? Полномочия ГЗК по одобрению ГПЗУ.

Кто может обращаться за ГПЗУ?
Кто признается лицом, заинтересованным в получении и оспаривании ГПЗУ? Оспаривание ГПЗУ при расторжении договора аренды по "закону Шаккума".

ГПЗУ с публичными слушаниями при точечной застройке
Правомерно ли проведение публичных слушаний в отношении ГПЗУ по статье 44 Градостроительного кодекса Москвы?

На каком основании в ГПЗУ вносятся сведения о параметрах разрешенного использования
Основания внесения сведений в ГПЗУ при наличии ПЗЗ и в отсутствие ПЗЗ. Чем определяется вид разрешенного использования, предельные параметры строительства, предельные размеры земельного участка, отступы от границ земельного участка и пр.

Параметры разрешенного использования в ГПЗУ для Новой Москвы
Правовые проблемы и возможные перспективы защиты прав землепользователей при оспаривании ГПЗУ для территории Новой Москвы

Постановление Правительства Москвы от 17.04.2012 № 139-ПП
"О мерах по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации отдельных решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы"

Выбор вида разрешенного использования или изменение вида (видов) разрешенного использования?
Основания, процедура, ограничения.

Выбор вида разрешенного использования арендатором
Может ли арендатор самостоятельно выбрать вид разрешенного использования и на этом основании требовать от арендодателя изменения установленного договором целевого назначения земельного участка?

Выбор вида разрешенного использования собственником земельного участка
Существуют ли установленные законом ограничения по выбору вида разрешенного использования для собственника земельного участка?

Правовой режим участка при изменении параметров разрешенного использования
Гарантии для собственников и арендаторов.

Как оспорить ГПЗУ?
Основания, процедура, срок на оспаривание, что оспаривать, кто может оспорить

Изменение и отмена ГПЗУ
В каких случаях допустимы отмена ГПЗУ, изменение ГПЗУ? Арбитражная практика по отмене ГПЗУ.

Минстрой РФ: контроль за за соблюдением закона в градостроительстве
Внесудебные способы воздействия на органы власти Москвы в случае выдачи ГПЗУ с нарушением действующего законодательства

15-10-14