Группа ПИРКС
  • +7
  • (495)
  • 991-35-29
Конфиденциально Предупреждение и разрешение кризисных ситуаций
Главная / Статьи и аналитика / Некоторым НКО предоставят господдержку. Когда-нибудь потом. Если захотят.

Статьи и аналитика

В этом разделе Группа ПИРКС представляет информационные и аналитические материалы по направлениям своей деятельности. Мы надеемся, что эти материалы помогут нашим клиентам и другим предпринимателям, руководителям компаний, специалистам сориентироваться в практических вопросах законодательства, узнать о принятых или ожидаемых решениях государственных органов, влияющих на реализацию бизнес-проектов, о прецедентных судебных актах.

Некоторым НКО предоставят господдержку. Когда-нибудь потом. Если захотят.

В рамках объявленной Президентом России Д.А. Медведевым политики развития гражданского общества в стране готовится ряд законодательных новаций. В том числе, предполагаются и очередные поправки в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.

Ожидаемые изменения, прежде всего, затронут НКО ярко выраженной гуманитарной направленности — осуществляющие поддержку слабо защищенных слоев населения, содействующие предупреждению различного рода катастроф и помогающие гражданам защититься от их последствий, ведущие правозащитную деятельность, способствующие сохранению природной и культурной среды, развитию образования, науки, культуры, занимающиеся благотворительной деятельностью, волонтерством и т.п.

Таким "общественно-полезным" НКО по их обращениям федеральные, региональные и местные органы власти будут вправе оказывать материальную помощь.

Например, этим НКО будет разрешено предоставлять финансовую помощь в виде бюджетных субсидий и налоговых льгот.

Можно будет и передавать "общественно-полезным" НКО в долгосрочное пользование государственное и муниципальное имущество (прежде всего — недвижимое) на льготных условиях.

Такое имущество, свободное от прав третьих лиц, должно быть предварительно отобрано соответствующими федеральными, региональными и местными властями и включено в особые перечни. Объекты из этих перечней-реестров, будет запрещено как отчуждать (в том числе, приватизировать), так и использовать каким бы то ни было иным образом — только временно предоставлять для деятельности "общественно-полезных" НКО.

К сожалению, эти законодательные предположения пока что носят рамочный, то есть, по сути, декларативный характер. Для того, чтобы НКО могли воспользоваться содержащимися в них новыми возможностями, нужен целый ряд дополнительных законов и иных актов федерального, регионального и местного уровня, дабы урегулировать порядок взаимодействия органов власти и НКО в связи с предоставлением госпомощи. Подготовка и выпуск пакета самых необходимых нормативных документов (например, на уровне одного региона) потребует не меньше года, а скорее всего — от двух до трех лет. Когда эта работа будет начата в регионах, и сколько она будет длиться, пока какие-то НКО смогут хотя бы "в порядке эксперимента" попытаться реально получить предполагаемую госпомощь — совершенно неясно.

Кроме того, предоставление федеральным и региональным органам исполнительной власти, а также органам местного самоуправления права оказывать помощь общественно-полезным НКО вовсе не означает, что на эти органы возлагается обязанность такую помощь оказывать.

Можно ожидать, что региональные и местные органы власти будут не слишком заинтересованы в "заморозке" сколь-нибудь значительной части принадлежащего им ликвидного недвижимого имущества для предоставления его НКО, особенно в условиях кризиса и соответствующих трудностей с наполнением бюджетов. Тем более, что именно общественно-полезные НКО (прежде всего, правозащитные, экологические, охраны наследия, антикоррупционные и т.п.), как правило, являются для соответствующих местных чиновников постоянным источником самого неприятного беспокойства. Скорее всего, в этих условиях для предоставления НКО будут отбираться наименее ликвидные объекты — прежде всего, находящиеся в настолько плачевном состоянии, что к ним не проявили интереса никакие коммерческие структуры.

В то же время, новые возможности позволят местным чиновникам совершенно легально создавать за счет государства самые комфортные условия деятельности для "своих" НКО. Более того, отсутствие в разрабатываемом законе жестких формальных критериев принятия решений открывает широкие возможности для чиновничьего произвола не только в вопросе о форме и размере помощи, оказываемой за казенный счет тем или иным конкретным НКО, но и, в принципе, о предоставлении или отказе в такой помощи. Любой же произвол в этом деле, очевидно, означает, с одной стороны, коррупцию, а с другой — еще большую зависимость структур гражданского общества от местных администраций.

02-09-09