Группа ПИРКС
  • +7
  • (495)
  • 991-35-29
Конфиденциально Предупреждение и разрешение кризисных ситуаций
Главная / Статьи и аналитика / Без акта и конкурса

Статьи и аналитика

В этом разделе Группа ПИРКС представляет информационные и аналитические материалы по направлениям своей деятельности. Мы надеемся, что эти материалы помогут нашим клиентам и другим предпринимателям, руководителям компаний, специалистам сориентироваться в практических вопросах законодательства, узнать о принятых или ожидаемых решениях государственных органов, влияющих на реализацию бизнес-проектов, о прецедентных судебных актах.

Без акта и конкурса

Руководители бизнес-проектов, предусматривающих аренду московских земельных участков под строительство, знают, что их главный и самый опасный враг — Москонтроль.

Это связано с поистине мистической уверенностью возглавляющего Москонтроль г-на Рябинина, будто бы в Москве предоставление земельных участков разрешено только на торгах, а предварительное согласование места размещения объекта в соответствии с п.5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и соответствующее бесконкурсное предоставление участков применяться не могут.

Под этим предлогом Москонтроль вот уже несколько лет в массовом порядке механически «торпедирует» проекты распорядительных актов Правительства Москвы о бесконкурсном предоставлении земельных участков — независимо от их экономической и правовой обоснованности, а также важности строительства соответствующих объектов для жизни города. Например, усилиями Москонтроля была практически сорвана программа строительства в Москве гостиниц. Серьезные проблемы по той же причине возникают и у широко разрекламированной программы "Народный гараж"...

В такой крайне авторитарной и, одновременно, донельзя забюрократизированной системе, какой являются ныне московские власти, буквально гипнотическое влияние г-на Рябинина на Ю.М. Лужкова позволяет главе Москонтроля по своему усмотрению манипулировать Правительством Москвы, превращая его, таким образом, в крайне нанадежного и совершенно непредсказуемого делового партнера, произвольно отказывающегося от ранее достигнутых договоренностей и соглашений и наносящего существенный урон предпринимателям, доверчиво считающим, будто выпущенные исполнительной властью Москвы и ее органами официальные документы дают им какие-то реальные гарантии.

Как известно, действовавшая в течение многих лет в Москве процедура предоставления земель под строительство включала два ключевых распоряжения Правительства Москвы.

Первым из них (назовем его РП-1) будущему застройщику разрешалось разрабатывать и согласовывать предпроектную документацию и заказывать в Москомархитектуре Акт разрешенного использования участка (АРИ), на основании которых Комплекс экономической политики и развития города был обязан определить условия и форму реализации инвестиционного проекта.

Второе распоряжение (назовем его РП-2) содержало собственно решение о предоставлении соответствующего участка и поручение Департаменту земельных ресурсов заключить с застройщиком договор аренды на условиях, определенных Комплексом экономической политики и развития.

В соответствии с Земельным кодексом, все работы, проводимые будущим застройщиком за его счет, начиная с получения РП-1, представляли собой элементы процедуры предварительного согласования места размещения объекта строительства и должны были в соответствии с подп.1 п. 5 статьи 30 и п.5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации завершаться принятием решения об утверждении особого документа — акта о выборе земельного участка.

К сожалению, ни законодатель, ни Правительство Российской Федерации не определили форму этого акта, оставив ее на усмотрение субъектов Российской Федерации.

В результате в Москве, например, акт о выборе земельного участка никому и никогда не выдавался, даже его форма так и не была определена. Соответственно, Правительством Москвы никогда не принимались решения об утверждении таких актов, как того требует Земельный кодекс Российской Федерации.

Это и неудивительно: в отсутствие таких документов Правительство Москвы не только не было связано установленными Земельным кодексом жесткими сроками в выпуске решения о предоставлении участка застройщику, но и под формальным предлогом, что, дескать, акт о выборе земельного участка не утвержден и копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в семидневный срок заявителю не выдавалась, вполне могло вовсе отказать в таком предоставлении (т.е., в выпуске РП-2). Что частенько и практиковало.

Поэтому представляются очень важным прецедентом решения Арбитражного суда города Москвы, постановления Девятого апелляционного арбитражного суда и Федерального арбитражного суда Московского округа по делу №А40-28694/08-96-146, установившие, что в Москве отсутствие утвержденной формы акта о выборе земельного участка не может являться препятствием для реализации процедуры предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта, поскольку выбор земельного участка осуществляется Правительством Москвы путем поручений и согласований.

Этими судебными актами решен и еще один практически важный для реализации бизнес-проектов вопрос: кто обязан обеспечивать кадастровый учет вновь выбранного земельного участка — Правительство Москвы или будущий застройщик?

Арбитражные суды ответили на него с полной определенностью, указав, что подготовку и предоставление документов для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет осуществляет Департамент земельных ресурсов Правительства Москвы после принятия Правительством Москвы или иным уполномоченным органом (например, префектурой административного округа) решений о предоставлении земельных участков без проведения торгов или о выставлении земельных участков по конкретным адресам на торги. Будущий застройщик же, еще не являясь собственником или арендатором земельного участка и не имея на нем в собственности объектов недвижимости, не может самостоятельно, без соответствующего распоряжения Правительства Москвы или иного уполномоченного им органа, осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.

test

10-06-09